Авто Lotus
Английская автомобильная компания Lotus занимается производством спортивных и гоночных машин. В 1996 году фирма была куплена малайзийским концерном Proton.
В 1953 году Энтони Колин Брюс Чапменом (Collin Chapman) основал компанию под названием Лотос инжиниринг Ко. Первая выпущенная компанией модель получила название Лотос-Севен (то есть семь). В серийное производство этот автомобиль был запущен в 1957 году.
В 1954 году был выпущен гоночный автомобиль Лотос-8. После этого появилась более легкая и короткая модель 9. В 1955 году Чапмен принял участие в 24-часовых гонках, проходивших в Ле-Мане. Но его машина вылетела с трассы. Однако владелец компании на этом решил не останавливаться.
В 1955 году появился обтекаемый Lotus-11. Этот автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем (1098 см3) мощностью 84 л. с. Нужно отметить, что знаменитый гонщик Грэхем Хилл начинал свою карьеру именно на этой модели. Впоследствии он два раза становился чемпионом мира в формуле 1. Автомобиль на одном литре топлива при средней скорости 160 км/ч преодолевал расстояние в 11,5 км.
В рамках мотор-шоу в Лондоне 16 октября 1957 года состоялась премьера модели Лотос-Элит. Кузов этого купе был выполнен из стеклопластика. Производители оснастили эту машину двигателем Ковентри-Клаймекс (4 цилиндра, 1216 см3) мощностью 76 л. с. при 6100 об/мин (версия GТ - 104 л. с.). Максимальная скорость этого авто составляла 200 км/ч, машина отличалась замечательной управляемостью. В автомобильных кругах Европы Чапмен стал знаменитым. Однако он хотел добиться известности и в мире гонок. По этой причине компания начала разрабатывать машины формулы Юниор.
В 1957 появился первый гоночный автомобиль Lotus-12. После этой машины компания продолжила работу над автомобилями F-1.
В 1958 году фирма начала строить автомобили формулы 1 Lotus. Первая машина была выпущена в 1961. Этот автомобиль действительно прославил владельца фирмы. В то время эта машина была одной из самых легких и элегантных. Модель Lotus-25 стала легендой. В этом авто гонщик располагался полулежа, сказался авиационный опыт Чапмена. В 1963 году на этой машине Джим Кларк стал чемпионом мира. В это же время был выпущен двухместный Elan.
В 1962 появляется Lotus Elite S-2.
В 1965 году на Лотос-38 Кларк одержал победу в знаменитых американских гонках Инди-500. Машины компании широко прославились в спортивных кругах.
На новом заводе в Хителе, Норфолк в 1966 году компания начала выпускать модель Europa. Двигатель в этом купе располагался в центре.
В 1967 году Чапмен получи право на двигатель Форд-Косворт-DFV работы Кейта Дакворта. Этим мотором стали оснащать модель Лотос-49, разработанную совместно с М.Филиппом.
Вскоре появилась модель Лотос-56. Над созданием этой машины работал Морис Филипп (Maurice Philippe). Особенностью этого полноприводного гоночного авто является наличие газовой турбины Пратт энд Уитни. Нужно отметить, что в машине отсутствовали сцепление и коробка передач. Многорядная цепь Морзе передавала усилие на межосевой дифференциал Фергюссона, который делил его поровну между осями. Дисковые тормоза были расположены у главной передачи.
В 60-е годы фирма была широко известна, гоночные автомобили компании пользовались большим спросом. Однако вскоре начались первые неприятности. На трассе в Хоккенхайме 7 апреля 1968 года разбился Джим Кларк. Он был любимцем и фаворитом британской публики. В этом году победителем на 435-сильном Лотосе-49В стал гонщик из команды Чапмена.
В 1970 году произошла еще одна большая неприятность. Лидером чемпионата Ф1 был Йохен Риндт (Jochen Rindt) на Лотосе-72. Однако во время тренировки в Монце он на скорости 280 км/ч попал в серьезную аварию. В которой он погиб. Смерть Риндта всколыхнула общественность.
В начале 70-х гг. компания выпустила новый спорт-кар Elite. Кузов этого купе был выполнен из стеклопластика. Оснащалась машина 2-литровым 4-цилиндровым мотором.
Именно Чапмену первому пришла идея окрашивать гоночные машины в цвета спонсоров команд. Так, Лотос-JPS был выкрашен в цвета табачной фирмы Джон Плейер Спешл. Этот черный с золотом автомобиль смотрелся очень эффектно. Эмерсон Фиттипальди (Emerson Fittipaldi) стал чемпионом 1972 года на автомобиле Лотос-JPS. Для компании вновь начались хорошие времена. Владелец фирмы больше всех радовался успеху своих гонщиков.
До 1973 года компания выпустила около 2900 машин четырех серий. А затем лицензия на производство модели была продана фирме Катерхем кар сейлз из-за новых налогов. Эта компания занималась сбытом лотосов на протяжении шести лет.
В то же время появилась серийная модель Esprit (Дух) с кузовом работы Джуджаро. Но в соревнованиях формула 1 начался упадок, что было плохо для компании.
В сезоне 1978 года появился Лотос-79. Этот автомобиль отличался новой аэродинамикой: автомобиль-крыло. Кроме того, эта машина имела эффект присасывания к дороге, легко и быстро входила в повороты на трассе. Оснащалась она мотором мощностью 475 л. с. при 10 750 об/мин. Однако во время гонок снва случилась трагедия. В Монце 9 сентября разбился второй пилот команды Ронни Петерсон (Ronny Peterson), он скончался на следующий день после гонок.
А в 1982 году в возрасте пятидесяти четырех лет неожиданно умер сам Колин Чапмен, который слишком много работал, не щадя сил.
После потери лидера для компании началось непростое время. Ж. Дюкаруж и П. Райт разработали модель 99Т. Этот автомобиль с двойным турбонаддувом оснастили активной подвеской, управляемой компьютером. Молодой Айртон Сенна в 1987 году на этом авто вошел в тройку призеров формулы 1. Команда стала третьей в Кубке конструкторов. Однако потом дела компании стали ухудшаться. В сезоне 1995 года Лотос уже не участвовал. Спад начался и в серийном производстве машин.
В январе 1986 г. компанию купил американский концерн GM.
В 1996 г. компанию перекупила английская автомобильная компания Proton. После этого дела стали налаживаться. В 1997 году компания выпустила 2248 машин. Это в три раза больше, чем собрали в 1996-ом. Причем, наибольшей популярностью пользовался двухместный родстер Elise. Хорошо продается также и модель Esprit, производство которой началось еще в 1975 году. С тех пор машина практически не изменилась.
Одна из модификаций модели Elise с кузовом купе получила название Exide. Она представляет адаптированную для городских условий версию спортивной Elise, которая создавалась для гонок.
История Lotus
В 1953 году англичанин Колин Чепмен (Энтони Колин Брюс Чепмен/Colin Chapman) основал компанию Lotus, которая тогда называлась «Лотус Инжиниринг Ко». По его замыслу компания должна была выпускать спортивные автомобили, которые должны были стать лучшими. Воплощение столь оптимистичных планов началось в этом же году, когда появился первый прототип «Lotus Seven», серийное производство которого по некоторым причинам началось лишь в 1957 году, после выпуска нескольких других моделей.
В 1954 году он создал «Lotus 8», который был не спортивной, а именно гоночной моделью и предназначался не для покатушек по ночному городу, а для участия в профессиональных гонках. В этом же году он выпустил укороченную и облегченную версию этого автомобиля под названием «Lotus 9». Так же он подготовил автомобиль для себя и в 1955 году участвовал на нем в знаменитых гонках «24 Часа Ле-Мана», но его автомобиль вылетел с трассы. Многие люди после такой неудачи могли бы оставить этог занятие, но Колин отнесся к этому философски, а сама гонка лишь раззадорила его. В 1955 году он строит «Lotus 11» с двигателем V4 объемом 1098 куб. см. и мощностью 84 лошадиных силы. Эта машина знаменита тем, что двукратный чемпион мира по гонкам класса Формула-1 Грэхем Хилл начинал свою карьеру на этом автомобиле. Удивительно, но эта гоночная машина была еще и экономичной, так как при скорости 160км/ч одного литра топлива её хватало на 11,5 километров, т.е. расход топлива составлял ~8,7 литра на 100 километров при нагрузке и 7-8 литров в обычном режиме. Такой результат является отличным даже для простого автомобиля, а для гоночного болида он казался просто немыслимым.
Чепмен получил признание после Лондонского мотор-шоу прошедшего 16 октября 1957 года, когда он представил свой автомобиль «Lotus Elite» со стеклопластиковым кузовом. Четырехцилиндровый 76-ти сильный двигатель «Ковентри-Клаймекс» разгонял машину до 200км/ч. Машина была легкой и очень управляемой, что нравилось публике, но Колин мечтал чтобы его приняли как конструктора машин Формулы-1, а не как конструктора спортивных автомобилей для обеспеченных людей.
В этом же году он построил машину для соревнований в классе «Формула «Юниор» - «Lotus 12», что послужило началом его работе над машинами для Формулы-1. Первый автомобиль для Формулы-1 он построил уже в 1958 году, но «Lotus 25», который принес ему известность в качестве конструктора машин для Формулы-1 был построен лишь в 1961 году. Это была очень легкая и необычная для своего времени машина, так как пилот находился в положении «полулежа» и держал руль вытянутыми руками. Пилотом «Lotus 25» стал Джим Кларк, который в 1963 году стал чемпионом мира за рулем этого автомобиля. Колин получил долгожданное признание в качестве конструктора автомобилей Формулы-1 и в честь этого выпустил двухместный «Lotus Elan».
В 1962 году выходит обновленная версия «Elite» - «Lotus Elite S-2». В 1965 году Джим Кларк выиграл гонки «Индии-500» за рулем нового «Lotus 38», а в 1966 году Чепмен строит завершает строительство завода в Хителе и начинает выпуск купе «Lotus Europa» с центральным расположением двигателя. В 1967 году он добивается получения эксклюзивных прав на двигатель «Форд-Косворт-DFV» разработанный Кейтом Даквортой и начинает выпуск разработанного совместно с М. Филиппом «Lotus 49».
В следующем году появляется «Lotus 56», который спроектировал Морис Филипп. Это была весьма интересная полноприводная модель с газовой турбиной, «фишкой» которой было отсутствие сцепления и коробки передач. В этом автомобиле на межосевой дифференциал Фергюссона усилие передавала многорядная цепь Морзе, а дисковые тормоза находились рядом с главной передачей.
В 60-е имя Колин Чепмен и бренд «Lotus» знали все, кто так или иначе интересовался автоспортом, но именно тогда, на пике славы, начиналась череда неудач. 7 апреля 1968 году разбился Джим Кларк. Это был удар как для всей команды, так и для всех болельщиков. Тем не менее победа на этой трассе в Хоккенхайме досталась другому гонщику из этой команды – Хиллу за рулем «Lotus 49B». В 1970 году на тренировках чемпионата формулы один в Монце на скорости свыше 280 километров в час с трассы вылетел и ударился об ограждение «Lotus 72» под управлением Йохена Риндта. Это был новый удар для всех.
В начале 1970-х все смогли кое как оправиться от этих аварий дела потихоньку стали налаживаться и на свет появляется обновленный «Elite». Примерно тогда же Колин стал окрашивать автомобили в цвета спонсоров. В тот момент его основным спонсором была табачная компания «Джон Плейер Спешл». Окрашенные в черно-золотой цвет машины выглядили очень эффектно, а моменты, когда он выбегал на трассу чтобы встретить победителей (тогда это было возможно) все понимали, что он живет только ради таких моментов. В 1972 году Эмерсон Фиттипальди на «Lotus JPS» занял первое место, что взбодрило всю команду, так как успех потихоньку начал возвращаться к ним.
Вплоть до 1973 года было выпущено чуть меньше трех тысяч «Лотусов», после чего были введены новые налоги на производство автомобилей, из-за чего лицензия на производство всех автомобилей была продана компании «Катерхем кар сейлз», которая уже шесть лет занималась продажей автомобилей Чепмена, а он сам остался лишь конструктором.
Вскоре был создан «Lotus Esprit», который был встречен с заметным оживлением, но в Формуле-1 снова началась черная полоса в истории «конюшни». В 1978 был выпущен «Lotus 79», который окрестили «автомобиль-крыло». Он развивал мощность 475 лошадиных сил и фактически прилипал к дороге, что позволяло ему на огромной скорости проходить повороты. Это было очень хорошо, но видимо из-за этой уверенности в машине в аварию попал Ронни Петерсон, который скончался в больнице на следующий день.
А в 1982 году скоропостижно скончался сам Колие Чепмен. Ему было всего 54 года, но он практически никогда не отдыхал, а всегда работал на износ. Он сделал очень много для Lotus, но, к сожалению, именно из-за этого он уделял себе очень мало времени, практически никогда не отдыхал, а иногда даже работал ночами. Видимо все это в совокупности с переживаниями из-за гибели пилотов привело к этому.
После его смерти в компании начался самый настоящий спад и дело было не только в том, что он был прекрасным управляющим и мог всех организовать, а еще и в том, что он очень часто был идейным вдохновителем новых разработок, мог подсказать и исправить. Теперь его не стало и все были предоставлены сами себе. П. Райт и Ж. Дюкаруж спроектировали «Lotus 99T», на котором А. Сена вошел на пьедестал Формулы-1 в 1987 году, а сама команда заняла третье место в Кубке конструкторов. Это был успех, но на большее людей уже не хватало, поэтому в 1995 году «Лотус» не выставил на чемпионат ни одной машины, на что очень остро отреагировали как сами участники, так и болельщики, ведь это означало то, что «Лотус», который когда-то был историей, попросту не может держаться на плаву. Завод перестал заниматься машинами для Формулы-1 и пытался спастись от краха за счет продажи спортивных автомобилей для дорог общего пользования, но они продавались очень плохо.
В 1996 году «Lotus» был спасен английской компанией «Proton», которая приобрела его. Если в 1996 году было собрано и продано 750 автомобилей, то в 1997 году было собрано и продано почти 2250 автомобилей, т.е. в три раза больше, чем в 1996 году. Большая часть проданных машин была родстером «Lotus Elise», а остальная часть приходилась на «Lotus Esprit». Так же появился «Lotus Exide» - купе, которое являлось «гражданской» версией «Elise» и дела потихоньку пошли на поправку.
Разделы
Поиск по кузову автомобиля
Выбор марки